Теория эволюции

    Вначале было слово. И передачей звуковых колебаний на расстояние с применением своих голосовых связок люди занимались в аккурат до конца 19 века, когда Маркони и Попов (а якобы, еще и Тесла, и даже раньше первых двоих) не изобрели, скажем так, “способ передачи информации на большие расстояния”. Потом в 1905 году Джон Флеминг получил патент на <прибор для преобразования переменного тока в постоянный> – так появился вакуумный диод, а после того, как в 1906 году американский инженер Ли де Форест ввёл в лампу третий электрод – управляющую сетку, стало возможным УСИЛЕНИЕ колебаний. Появился ТРИОД – трехэлектродная лампа. Далее история стала развиваться стремительно.

    Вообще говоря, прежде, чем продолжать, следует сделать некоторое отступление. Давайте оглянемся вокруг себя. Бог, когда он создавал Землю – сделал все таким образом, что в каждом его творении наблюдается некий компромисс решений. Нет “самых-самых”. Сила в одном предмете или живом организме – всегда скомпенсирована слабостью. Но и недостаток всегда уравновешен преимуществом. Камень-ножницы-бумага… Единство противопроложностей. То же самое мы можем наблюдать и в отношении способов получения звука из тех или иных схем его усиления.

    Итак.

    Первое, что пришло людям в голову – это схема ОДНОТАКТНОГО усилиления.
    Однотактный усилитель
    Это означает, что если мы подадим на вход такому усилителю синусоиду, то усилительный элемент будет усиливать как положительную, так и отрицательную ее части.
    Иллюстрация режима SE
    Работа усилительного элемента в режиме SE
    Парадокс, но эта “древнейшая” схема усиления, Single Ended, дает и самый удивительный звук. И вероятность получения МУЗЫКИ от однотактного усилителя при ВЕРНОЙ СХЕМОТЕХНИКЕ И ПРАВИЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ – наиболее велика. И этот факт, совершенно естественно, можно легко объяснить с физической точки зрения. Искажения каскада SE на триоде обусловлены в основном, второй гармоникой (четные гармоники – приятны на слух, воспринимаются как “теплое” звучание, нечетные гармоники придают звуку “резкость”), её графический смысл есть разность расстояний АВ и АС на втором рисунке.

    Затем, придумали двухтактную схему усииления
    Двухтактный усилитель
    Иллюстрация режима PP
    Работа усилительного элемента в режиме PP в классе B
    Push-Pull – это когда один усилительный элемент усиливает строго положительную часть синуса, а второй – строго отрицательную. Двухтактники, скажем так, “тоже бывают неплохими”. Но – их звучание в силу равенства плеч – будет “холодным”, т.к. в сигнале полностью отсутствует вторая гармоника, и вообще – все четные. Нечетные же гармоники накапливаются (плюс фазоинверсный каскад) и определяют “резкие” интонации. Именно поэтому я их и недолюбливаю, несмотря на то, что сейчас можно рассчитать при помощи компьютерной программы наивыгоднейший режим работы с минимумом искажений.

    Далее начались реализации. Вот тут-то и кроются все нюансы развития, вариации качества и стоимости. В начале ХХ века механический способ записи и воспроизведения звука устраивал всех, а кино было немым. Граммофоны и патефоны действительно звучали неплохо (послушайте, прежде чем ворчать). А усилители существовали, в основном, только в составе радиоприемников или передвижек для массовых мероприятий, их число было фактически единичным. Далее появилось ЗВУКОВОЕ КИНО. И появились потребности в усилении сигнала, записанного на звуковую дорожку. Соответственно, производившиеся промышленно однотактные усилители, так как они обладают небольшой мощностью, ставились в дешевых маленьких кинотеатрах либо как резервные усилители и поэтому что-то действительно великого и серьезного, кроме как WE91 мне из этой группы не вспоминается. Несомненно, есть некоторое количество действительно качественных аппаратов, выполненых высококлассными спецами с соблюдением всех правил конструирования аппаратуры, но их чрезвычайно мало, т.к. выпущены они были в относительно небольшой предвоенный и послевоенный период. И цена на них исключительно высока, что делает их недоступными подавляющему большинству читателей.

    Большие кинотеатры и распространение звукового кинематографа требовали и большей мощности от усилителя. Поэтому практически весь винтаж – это двухтактники. Причем, подавляющее большинство из них – содержат ЦЕПЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, а из-за нее звук видите ли, портится. Далее кинотеатров становилось все больше, и поэтому все фирмы, производящие усилительную аппаратуру, попутно удешевляли конструкции, выполняя их на более дешевых лампах с применением схемотехники, допускающей замену компонент “на лету”. В результате, к середине 60х годов случилось так, что однотактные усилители стали применяться только в аппаратуре самого низшего класса сложности, имели наименьшую мощность и были сделаны из наихудших деталей. А двухтактные усилители непременно были пентодными, т.к. это повышало КПД и уменьшало стоимость, содержали цепь обратной связи и имели худшую, но хорошо повторяемую в условиях производства схемотехнику. Также в изделиях того времени часто можно встретить неверную разводку земли, низкое качество конденсаторов, разъемов. Выходные трансформаторы не имели секционирования, а их габариты, как правило, были минимально допустимыми т.е. изделия создавались НАИМЕНЬШЕЙ стоимости, зачастую НИЗКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ специалистами (хорошие спецы всегда на “войну” работали). Вот такая совокупность факторов как раз и являет собой пример никудышней РЕАЛИЗАЦИИ. И именно такое отношение к проектированию – минимизация – и подытожило эру ламповых аппаратов в 70х годах, когда появились полупроводниковые усилители.

    Немаловажно еще и то, что в эпоху расцвета ламповых конструкций не было действительно качественного источника сигнала. МС-головки звукоснимателей ставились, как мы знаем, только на радиостанциях и студиях звукозаписи, домашнее же воспроизведение всегда осуществлялось керамическим звукоснимателем, а радиотрансляции в УКВ и FM-диапазонах стали вестись уже в эпоху пальчиковых ламп, отвратительной схемотехники и транзисторов.

    Подводя итог, в наше время, добавив сюда фактор старения и фактор гниения – мое ИМХО таково, что и ламповый винтаж, и транзисторный – годятся лишь для частных коллекций при наличии у владельца даже не денег, а бабла. А музыку слушать я все же предпочел бы на КОРРЕКТНО спроектированном и ПРАВИЛЬНО реализованном аппарате. Несомненно, есть фанаты Klangfilm и прочих Western Electric’ов – Altec’ов, которые безумно влюблены в свой безобразно дорогой предмет старины. Понятно – тут как бы “и шашечки – и ехать” получается сразу. Но суть в том, что качественного винтажа на всех не хватит по определению, а новый аппарат, спроектированный по всем законам Физики, при меньшей стоимости обладает лучшим звучанием.

      Комплект моих любимых книжек – всем заинтересовавшимся.